Автомобильные аукционы

Америка: родина аукционов

ИСТОРИЯ автомобильных аукционов в США насчитывает уже более полувека. К примеру, первые торги у ныне всемирно известной компании “Manheim” прошли еще в 1945 году. С тех пор этот бизнес успешно развивался, и сейчас через аукционы в Америке продается большая часть подержанных автомобилей. Практически в любом более-менее крупном городе обязательно есть специализированная фирма или представительство крупного аукционного дома, которые регулярно проводят торги.

Интересно, что в США многие аукционы имеют свою специализацию. В частности, на некоторых (например, “Copart”) представлены в основном машины от страховых компаний. Как правило, они в той или иной мере повреждены после ДТП (страховщику оказалось выгоднее выплатить владельцу полную стоимость машины и стать ее полноправным собственником, чем тратиться на ремонт).

На волне финансового кризиса многие аукционы стали предлагать подержанные автомобили, изъятые у прежних хозяев банками в счет погашения долгов по кредитам. Кстати, зачастую стоимость таких экземпляров очень привлекательна, и подобные торги быстро набирают популярность.

Само собой, есть и “универсальные” аукционы (как правило, крупные сети вроде того же “Manheim”). Огромный оборот подержанных автомобилей не позволяет этим фирмам отдавать предпочтение каким-либо определенным машинам, поэтому на таких торгах самый большой выбор очень разнообразной техники – от практически новеньких “кредитных” экземпляров до разбитых в авариях “годных остатков”.

Новый импульс автомобильным аукционам придало бурное развитие Интернета. С помощью Всемирной сети у покупателей и продавцов появилась возможность участвовать в торгах, не выходя из офиса или собственного дома. Это позволяет сэкономить уйму времени при поиске подходящего экземпляра, поскольку лично осмотреть все подержанные автомобили, представленные на различных площадках, просто физически невозможно. А с помощью Интернета отследить появление на торгах интересующей вас машины не составит труда. Даже если она продается в другой стране. Так что с развитием электронных торгов значительная часть автомобильного “second-hand” стала уходить на экспорт. Например, в Россию или страны Ближнего Востока.

Однако участвовать в интернет-аукционах частным лицам не разрешается, к торгам допускаются только соответствующим образом аккредитованные фирмы. Поэтому, если хотите купить машину таким способом, придется обращаться за помощью к посредникам. Но это вовсе не означает, что вам предложат кота в мешке. Как правило, при заключении договора клиенту выдается пароль доступа к сайту аукциона, поэтому при желании вы можете следить за ходом торгов и самостоятельно выбирать подходящий вам автомобиль. При этом скорее всего придется внести определенный задаток (обычно не больше $1.000), подтверждающий серьезность ваших намерений. Его можно вернуть, если предложенные варианты вас не устроят и сделка не состоится.

Когда машина выставляется на аукцион, ее фотографии, описание и ведомость дефектов незамедлительно появляются на сайте. Само собой потенциальный покупатель, если у него есть желание и возможность, может увидеть автомобиль вживую, на площадке осмотра.

Затем начинается борьба за лот. В принципе она проходит как на любом традиционном аукционе – дилеры постепенно повышают ставки (как правило, с шагом $50-100), пытаясь перебить цену конкурентов. Причем торги проходят достаточно быстро. Бывает, автомобиль продается всего за несколько секунд. Уследить за калейдоскопом событий участникам зачастую помогает специальная электронная система. Перед аукционом дилер вводит в нее максимальную сумму, которую он готов предложить за машину. Затем компьютер автоматически повышает ставки до тех пор, пока стоимость лота не превысит оговоренный лимит.

Кстати, выигрыш торгов вовсе не означает, что автомобиль обязательно станет вашим. В ряде случаев предыдущий владелец заранее обговаривает с представителями аукциона возможность отказаться от продажи, если он сочтет предложенную максимальную цену слишком низкой.

Если же продавец согласится отдать машину, дилеру необходимо в течение двухтрех дней оплатить ее полную стоимость и комиссионный сбор. Затем оформляются все необходимые документы, и машина отправляется покупателю.

Япония: внимание к деталям

В СТРАНЕ восходящего солнца автомобильные аукционы появились позже, чем в США, но сейчас по количеству сделок они уже вполне могут соперничать с американскими.

У японских торгов есть свои особенности. К примеру, обязательно надо учитывать, что перед выставлением автомобиля в качестве лота эксперты не проводят полноценную техническую диагностику. Они лишь указывают в так называемом аукционном листе явные неисправности двигателя и трансмиссии, различимые без специального оборудования. В Америке в этом случае прояснить историю машины обычно помогает система “Carfax”, с помощью которой можно хотя бы узнать, насколько регулярно проводилось плановое обслуживание. У японских моделей эта информация содержится только в сервисной книжке, которой у выставленного на продажу автомобиля может и не быть. Правда, об этом в сопроводительных документах делается соответствующая пометка. Поэтому на японском аукционе специалисты советуют выбирать экземпляры помоложе, чтобы свести к минимуму риск нарваться на порядком изношенную машину.

Зато японские специалисты очень тщательно проверяют состояние кузова и салона. В аукционном листе отмечаются не только практически все видимые повреждения автомобиля, но и замененные или отремонтированные детали. Любая грязь или царапина в интерьере также не останется незамеченной. Эксперты скорее занизят оценку машине, если в чем-то не уверены, поскольку аукционы в Японии очень дорожат своей репутацией.

Есть небольшая разница и в правилах проведения торгов. В Стране восходящего солнца также не разрешено участвовать в борьбе за автомобиль частным лицам, более того, иностранные компании обычно представлены на аукционе через местных посредников. Поэтому если планируете заказать машину из Японии, уточните, есть ли у вашего поставщика надежный партнер в этом государстве.

Вдобавок, купив автомобиль на зарубежных торгах, помните, что на этом затраты не заканчиваются. Еще придется оплатить комиссию посреднику, доставку машины в ваш город, оформление документов и т.д. Чтобы такое развитие событий не стало для вас сюрпризом, специалисты рекомендуют перед заключением договора удостовериться, что в нем указаны все возможные расходы клиента.

Россия: первый опыт

С НЕДАВНИХ пор автомобильный аукцион стал работать и в России. Поскольку он находится в нашей стране, у автолюбителей появилась возможность не только купить, но и продать свою подержанную машину с торгов. В принципе они и раньше устраивались, к примеру, страховыми компаниями для реализации битых экземпляров, но доступ широкой публики на эти мероприятия был закрыт. А теперь автомобильный аукцион стал общедоступным.

Это сулит владельцу машины массу преимуществ – ему надо лишь сдать свой автомобиль специалистам аукциона, назначить цену и после завершения сделки получить деньги. Экономится время на встречи с покупателями, публикцию объявлений, телефонные звонки, проверку подлинности купюр и т.д.

Но при этом следует учитывать, что на торги принимаются только строго определенные модели (правда, их список достаточно широк – в него не попадают разве что самые экзотические или очень старые машины) с полным комплектом ключей и без юридических проблем. Кроме того, пу ть на аукцион заказан автомобилям”у топленникам” или восстановленным после пожара. Также бывшему владельцу придется оплатить техническую диагностику и услуги по снятию автомобиля с учета (если нет желания заниматься этим самостоятельно).

Что касается правил торгов, то они в целом аналогичны японским и американским. Но существенное отличие российского аукциона в том, что к участию в нем допущены частные лица. То есть потенциальному покупателю не придется платить посредникам – только задаток д ля участия в аукционе. Весь процесс торгов можно контролировать самому. Вдобавок их правила предельно упрощены, и в них легко будет разобраться даже новичку.

Еще одно достоинство отечественного аукциона – подробная информация об автомобилях. Ведь они проходят не только обычный осмотр, но и подробную техническую диагностику, а также криминалистическую проверку, в том числе и по базам данных банков. Так что риск приобрести “кредитный” экземпляр, числящийся в залоге, сведен к минимуму.

Тем не менее, как и в случае с зарубежными аукционами, увидеть приглянувшийся автомобиль вживую покупатель сможет только после окончания торгов. Так что, решив приобрести машину таким способом, подумайте – стоит ли игра свеч.

21 Май 2013

Ваш отзыв