Девятка тюнинг

УРОКИ ГЕОМЕТРИИ

Прежде
чем приступать к дорожным испытаниям, попробуем проанализировать,
что нас может ждать. Начнем с колес или просто дисков, как их называет
большинство водителей. Напомним, что размер стандартного диска ВАЗ-2108
— 5Jx13, то есть ширина обода — пять дюймов, а посадочный диаметр
— тринадцать. Наши новые колеса шире на один дюйм, и при этом вылет
составляет всего семь миллиметров, о чем свидетельствует маркировка
"ЕТ7".

Вылет колесаВылет
в данном случае — это расстояние от плоскости крепления колеса до
вертикальной плоскости симметрии, а проще говоря, до его центра
(см. рис. 1). Для переднеприводных ВАЗов эта величина составляет
38 мм. Уменьшая ее до семи миллиметров, мы тем самым уводим плоскость
вращения каждого колеса на 31 мм наружу относительно кузова автомобиля.
Увеличивается на 62 мм колея, шины "вываливаются" за габариты
кузова, плечо обкатки (см. рис. 2) из отрицательного превращается
в положительное. Последнее должно, в первую очередь, сказаться на
устойчивости автомобиля при торможении: при неоднородном покрытии
под левыми и правыми колесами "девятка" будет гораздо
сильнее стремиться развернуться.

Плечи обкаткиТеперь
— проставки. Многие их ставят не ради увеличения клиренса и даже
не во имя псевдоувеличения грузоподъемности (чтоб брызговики по
асфальту не царапали). Основная цель — внешний вид. Кому-то кажется,
что задранная Самара смотрится агрессивнее, наглее. Как правило,
те же эпитеты могут охарактеризовать и манеру езды на этих автомобилях.
Но это отдельный разговор.

А пока — действительно ли проставки влияют на дорожный просвет?
Передние и впрямь увеличивают расстояние между землей и ближней
к ней точкой кузова (его передней частью). Задние же поднимают кузов,
но ведь расстояние от земли до балки задней подвески остается тем
же. Так что дорожный просвет не увеличивается.

ХАЛТУРА!

Комплект проставокДля
эксперимента мы приобрели восемь одинаковых шин БИ-391 размерности
175/70 R13. Один комплект установили на стандартные вазовские диски,
другой — на широкие легкосплавные. Сначала поставили на ВАЗ-2109
стандартные колеса и провели цикл испытаний, чтобы оценить исходное
состояние автомобиля: езда в штатных режимах, торможение на миксте,
выполнение маневров "переставка" и "поворот".

Подробно рассказывать о поведении "девятки" смысла нет.
Упомянем лишь об одной особенности, о которой большинство владельцев
переднеприводных ВАЗов вряд ли знают. Выполняя маневр "поворот",
то есть двигаясь по дуге радиусом 35 метров с максимальной скоростью,
пустая "девятка" чуть ли не на 20 сантиметров отрывает
заднее колесо. Да и переднее нет-нет да и оказывается в воздухе,
недвусмысленно намекая на вероятность опрокидывания.

Теперь ставим широкие колеса. Проехав первую змейку, мы тут же
поняли, что без проставок под пружины на этих колесах ездить невозможно.
Даже на пустой машине задние шины в поворотах цепляются за отбортовку
крыльев.

Проставки поднимают кузов на 55ммА
что, если автомобиль загрузить?.. Уж лучше побыстрее его приподнять.
Задние проставки, которые устанавливаются между амортизаторами и
балкой подвески, поднимают кузов на 55 мм. Передние — на 20 мм.
И если задние мы легко установили за 20 минут, то из-за передних
пришлось на день перенести испытания. Сняв одну из стоек (по-другому
проставки не установить), мы обнаружили, что проставки изготовлены
халтурно: они оказались на размер меньше. И мы вынуждены были отправиться
в наш техцентр, чтобы привести размеры в норму.

Итак, машина поднята. Теперь надо отрегулировать углы установки
колес, поскольку после монтажа проставок развал явно увеличился.

 
ХУЖЕ ИЛИ ЛУЧШЕ?

Первое, что дает о себе знать, — резко возросло усилие на рулевом
колесе.

Разгон. Если дело происходит на неровной дороге или под левыми
и правыми колесами покрытие разное (например, при выезде с обочины),
то руль сильно дергается и требует "жесткой руки". При
прямолинейном движении мы не почувствовали серьезных отличий от
стандартного варианта, хотя мелкие неровности теперь жестче передаются
на кузов и особенно на руль.

В повороте автомобиль стал резче реагировать и на увеличение подачи
топлива, и на доворот руля. Это сказалось и на выполнении маневра
"переставка" — предельная скорость немного снизилась.

А при маневре "поворот" — наоборот. Увеличилась скорость,
крены стали меньше, исчезла поперечная раскачка. А самое главное,
теперь "девятка" твердо стоит на асфальте всеми четырьмя
колесами. Предпосылки к опрокидыванию исчезли.

03 Октябрь 2013

Ваш отзыв