Схема зарядки аккумулятора

Аккумуляторная батарея – один из важнейших элементов любого транспортного средства. При правильной эксплуатации и своевременном уходе она исправно исполняет свои функции долгие годы. Однако случаи разрядки аккумулятора по каким-либо причинам достаточно нередки, в том числе и в случае длительного пребывания без эксплуатации. Как правило, это не влечет за собой никаких катастрофических последствий, и после правильно проведенной подзарядки аккумуляторная батарея способна работать еще длительное время.

В специализированных магазинах и на рынках сегодня можно встретить самые разнообразные устройства для зарядки аккумуляторных батарей, как автоматические, так и полуавтоматические, с электронными схемами различной степени сложности. В большинстве своем это достаточно надежные и безопасные устройства, однако стоимость их нередко бывает достаточно высока для рядового автолюбителя. При этом играет роль и психологический фактор – ведь, невзирая на свою несомненную полезность, зарядные устройства используют весьма редко, иногда – раз в несколько лет.

Для автолюбителей, немного разбирающихся в электронике, существует вполне простое, экономичное и эффективное решение – самостоятельно изготовить зарядное устройство для аккумуляторной батареи. Существуют различные схемы зарядных устройств, ниже будут приведены наиболее простые в изготовлении, и в то же время уже проверенные в эксплуатации.

Вот простейшие схемы устройств для зарядки аккумуляторной батареи:

1) схема включает в себя:

- понижающий трансформатор, с одной из обмоток, рассчитанных на 220 вольт, и одной из других – от 12 до 50 вольт, мощностью 25-100 Вт;

- автомобильную 12-вольтную лампочку 21-60 Вт;

- выпрямительный диод на ток 5…50 А и обратное напряжение от 100 до 1000, это могут быть Д242-Д247, КД203, КД210 и т.п.

Электрическая схема:

Приблизительный ток зарядки в данном случае составит (12…50 — 12)*21…60/12/12/2 = 0,5…8 ампера. При использовании трансформатора 220/24 В, лампочки 21 Вт и диода КД203Д зарядный ток  — примерно 1А.

Для того, чтобы зарядный ток сделать бо?льшим вдвое, следует изготовить диодный мост:

2) зарядное устройство без трансформатора:

Диод должен иметь обратное напряжение не менее 400 вольт, а ток — более 2 ампер , например Д233, Д246,КД203,ДЛ112 и т.п., а лампочка – 220В, мощностью от 100 до 200 Вт. Зарядный ток такого устройства приблизительно 0,2-0,5 А. Для его увеличения следует использовать чуть более сложную схему:

В этом случае ток зарядки увеличится до 1А. Для того. чтобы получить еще большее значение можно использовать электролампу (или любой бытовой прибор) мощностью 500…1000 Вт, в таком случае зарядный ток составит 2…4 А.

3) автоматическое зарядное устройство, созданное по одной из «классических» схем. Его конструкция чуть более сложная, однако вполне доступна и надежна:

Регулировка тока заряда производится при помощи транзистора VT3 (его коллекторное напряжение, в свою очередь, управляет индикатором заряда на светодиоде – по мене увеличения заряда АКБ ток падает, и свечение светодиода ослабевает) и составного транзистора VT4, VT5, VT6.

Ограничение максимального зарядного тока осуществляет резистор R3, поэтому его мощность должна быть не менее 10 Вт. Порог заряда батареи следует устанавливать около 13,8 В, в таком случае зарядка производится на полную емкость. Устанавливает данный порог резистор 10к. Транзисторы 814, 815 и КТ805 на выход.

Для изготовления корпуса необходимо использовать любой крепкий материал с хорошими изоляционными свойствами. Устройство следует оснастить амперметром, вольтметром и светодиодами, показывающими наличие питания и уровень заряда. Зарядный ток следует выставлять на уровне 0,1…0,2 паспортной емкости аккумулятора.

4) еще одна схема устройства для зарядки разряженных АКБ и для поддержания должного уровня заряда батарей, находящихся на длительном хранении:

В этом зарядном устройстве допустимо использование любого трансформатора, обладающего мощностью 150…250 ВА и напряжением на вторичной обмотке 20…36 В. Для диодного моста можно применить любые диоды, рассчитанные на номинальный ток, превышающий 10 А. Используемые тиристоры – КУ202 В, Г и т.п. Как регулирующий элемент вполне можно взять обычный регулятор напряжения для генератора автомобиля (РНГ) на 14 В любого типа (например, 121.3702). Переключателем S1 производится выбор режима зарядки либо хранения. Ток хранения должен быть равен 1…1.5 А, а оптимальный ток зарядки – 0,1 от установленной производителем емкости АКБ.

Из настроечных работ в данном устройстве требуется лишь проверить емкость конденсатора, осуществляя контроль силы тока амперметром. Во время этой операции следует закоротить выводы 15 и 67.

При изготовлении устройства для зарядки аккумуляторных батарей необходимо соблюдать все соответствующие меры предосторожности, исключающие возможность замыканий и экстремальных сбоев в работе прибора. Поэтому изготовление и работа с самодельными зарядными устройствами рекомендуется пользователям, уверенным в своих знаниях.

21 Май 2013

Ваш отзыв