Тюнинг двигателя ваз 2110


тюнинг двигателя ваз 2110

Любой автовладелец мечтает о том, чтобы его машина чутко реагировала на его манеру езды, легко брала подъёмы, затрачивала меньше топлива и реже выходила из строя. Рассмотрим, с чего же начать владельцу обычной вазовской десятки, чтобы добиться от своего автомобиля максимальных показателей. Когда говорят о тюнинге автомобиля, многим вспоминается неуклюжий обвес, дешёвые спойлеры и воткнутые куда ни попадя лампочки. Такой якобы тюнинг на отечественном автомобиле иногда курьёзен, а чаще комичен. Напротив, некоторые увлечённые автолюбители глубоко переделывают свои машины — модернизируют двигатель, ходовую часть и подвеску. Такой путь требует покупки большого количества новых частей и дорогостоящей работы мастеров.

Мы рассмотрим средний вариант — относительно недорогой тюнинг двигателя ВАЗ 2110, который не потребует от владельца кардинальной и затратной переделки, но существенно улучшит мощностные и динамические показатели движка.

 

Больше воздуха!

 

Мы зачастую хорошо осознаём, как важно для двигателя качественное топливо, но совершенно забываем о второй составляющей бензино-воздушной смеси — о воздухе. Действительно, за бензин мы платим, а воздух пока ещё достаётся бесплатно. Однако подать в цилиндры в нужное время точное количество очищенного воздуха так же важно, как и обеспечить подачу топлива. Автомобиль с низкой пропускной способностью впускного воздушного тракта подобен человеку со слабыми лёгкими — ни в гору забраться, ни быстро пробежать.

тюнинг двигателя ВАЗ 2110 фильтр пониженного сопротивления

Тюнинг двигателя ВАЗ 2110 уместно начинать именно с увеличения подачи воздуха. Первое препятствие на пути воздушного потока — штатный воздушный фильтр. Сопротивление в нём достаточно велико, поэтому его нужно заменить на фильтр пониженного давления. Иногда его называют фильтром нулевого сопротивления, что не совсем правильно — какое-то сопротивление воздуху он всё же оказывает. Однако, его установка иногда даёт прибавку мощности до 8%, конечно, с учётом остальных доработок.

Дроссельная заслонка — следующая преграда на пути воздушного потока. Увеличенный расход воздуха нуждается в более крупной заслонке. На рынке есть много предложений модернизированных дроссельных узлов. Их диаметр как правило составляет 52…54 мм и они позволяют воздуху без помех двигаться дальше по тракту. Такой тюнинг карбюратора ВАЗ 2110 позволяет полностью обеспечить потребность двигателя в большем количестве воздуха.

тюнинг двигателя ВАЗ 2110 впускной ресиверЗамена впускного ресивера решает ту же задачу — минимизировать препятствия потоку на пути в цилиндры. Кроме этого, различная форма впускного коллектора изменяет зависимость вращающего момента на разных оборотах. Коллектор с короткими патрубками позволяет повысить вращающий момент на высоких и средних оборотах двигателя, а с удлинёнными – наоборот, на низких. Увеличение объёма ресивера помогает сглаживать неизбежную пульсацию воздушного потока. Установив ресивер большего объёма, мы получим уверенный отклик автомобиля на педаль газа даже при 5000 оборотов двигателя. Подобные спортивные ресиверы есть в продаже, но они не являются панацеей и их установка поможет только при комплексной настройке газораспределительного механизма. Рассмотрим возможности тюнинга ГРМ подробнее.

 

Вдох и выдох

 

тюнинг двигателя ВАЗ 2110 распредвалы

Задача газораспределительного механизма на такте впуска — дать поршню засосать в цилиндр нужное для сжигания топлива количество воздуха и закрыть клапан при максимальном заполнении цилиндра. Однако, при различных частотах вращения двигателя закрытие клапана будет или отставать, либо опережать этот момент. Вызвано это тем, что форма кулачка распредвала постоянна и оптимальна только для определённой частоты и угла открытия дроссельной заслонки. В других случаях мы получаем либо потерю части воздуха, выходящего обратно, либо неполное наполнение цилиндра. Объясняется это тем, что воздух имеет некоторую массу и испытывает сопротивление стенок патрубков. Учитывая скорость протекающих процессов, инерция воздушного потока очень существенно влияет на степень заполнения цилиндра.

Открытие клапанов принято измерять в углах поворота коленвала. Кулачки штатного распределительного вала плавно, чтобы избежать преждевременного износа, открывают впускной клапан за 5…10° не доходя до верхней мёртвой точки, в конце такта выпуска. После этого клапан открыт весь такт впуска и закрывается после верхней мёртвой точки уже на такте сжатия.

Таким образом, кулачок держит впускной клапан открытым на протяжении 200…220°. Для повышения мощности двигателя на высоких оборотах нужна несколько большая продолжительность работы клапана. У модернизированных распределительных валов это значение достигает 250…320°. Необходимо также учитывать и форму кулачка, которая может быть крутой или  более пологой и напрямую влияет на динамику открытия и закрытия клапана.

Ещё одним важным показателем считается высота подъёма клапана. Штатный двигатель имеет клапана с ходом 9,6 мм, а при форсировании это значение достигает 13,6 мм. Это увеличивает пропускную способность клапана без существенного увеличения времени работы кулачка.

Около верхней мёртвой точки на такте выпуска оба клапана открыты — впускной уже открылся, но  и  выпускной ещё не закрывается. Это так называемое перекрытие клапанов. Оно служит для лучшей вентиляции камеры сгорания от отработавших газов. Кроме этого, часть свежей смеси, попавшая в выпускной патрубок, всосётся обратно, увеличив тем самым немного заряд цилиндра. При этом кулачок распредвала должен открыть выпускной клапан достаточно рано, чтобы газы успели покинуть цилиндр. Закрытие клапана также влияет на работу двигателя. Если закрыть выпускной клапан слишком рано, не все отработавшие газы успеют покинуть цилиндр, а если слишком поздно — свежий заряд частично вылетит в выпускной коллектор. Высота открытия впускного клапана также важна, как и выпускного. В штатной модели выпускной клапан поднимается на 0,76 мм, а на гоночных вариантах до 5 мм.


В итоге можно сказать, что большой подъём клапанов при перекрытии увеличивает мощность на больших оборотах, но снижает её на низких.

 

Удвоение ГРМ

 

тюнинг двигателя ВАЗ 2110 разрезной шкив Верньера

У 16-клапанного двигателя существует трудность при синхронизации работы выпускного и впускного распределительных валов. Кардинально решить это затруднение может разрезной шкив Верньера. Он позволяет отрегулировать впускной распредвал как на опережение, так и на запаздывание относительно выпускного.

Опережение позволяет впускному клапану во время перекрытия быть открытым больше, чем выпускной клапан, а запаздывание наоборот, даёт больше времени выпускному клапану. Первый случай увеличивает мощность на низких оборотах, а второй — на высоких. В любом случае, при тюнинге ГРМ лучше проконсультироваться со специалистом, который предложит из множества предлагаемых на рынке решений наиболее подходящее.

 

Все на выход!

 

Отработавшие газы с шумом устремляются из цилиндра наружу. Также, как и на входе, на выходе из двигателя ничто не должно мешать газовому потоку. Здесь рецепт будет примерно таким же — чтобы не мешать двигателю дышать полной грудью, надо использовать выпускной коллектор с меньшим сопротивлением, например, коллектор по схеме 4-2-1, так называемый «паук».

Схема показывает, что четыре цилиндра выпускают отработавшие газы сначала в два потока, которые потом сливаются в один патрубок. Сопротивление такого коллектора меньше и двигатель обретает дополнительные проценты мощности.

 

Тюнинг мозга

Невозможно представить себе современный автомобиль без электронного блока управления (ЭБУ). Если механические регуляторы позволяли учесть два-три параметра: обороты, нагрузку, температуру топлива – то небольшой компьютерный блок может отслеживать данные с десятков датчиков в режиме реального времени, обрабатывать их и посылать сигналы управляющим механизмам, чтобы выбрать оптимальный режим работы двигателя. Чип тюнинг двигателя ВАЗ 2110 позволяет изменить штатную программу в блоке управления автомобиля и подправить реакцию машины под наши требования.

Сейчас множество автосервисов предлагают чип тюнинг ВАЗ 2110, обещая резкое улучшение работы двигателя, но надо сказать, что само по себе вмешательство в заводские настройки либо даёт минимальные преимущества, либо может резко уменьшить ресурс машины и приводить к частым поломкам. Чип тюнинг имеет смысл в нашем примере, при замене ресивера, воздушного фильтра, доработке распредвалов и выпускного коллектора. Существует  много готовых предустановок чип тюнинга для различных комбинаций изменений в конструкции, но для полного раскрытия возможностей автомобиля всё же нужна работа профессионала из тюнингового сервис-центра.

 

Цена вопроса

 

Подводя итог, можно сказать, что тюнинг двигателя ВАЗ 2110 своими руками — вполне доступное дело, было бы желание и немного времени. Оценим стоимость необходимых работ. Затраты в приведённом примере составят порядка 30 000…35 000 рублей. Если продолжить улучшать проходимость каналов коллекторов, то можно рекомендовать шлифовку и точную подгонку стыков патрубков и коллекторов с каналами головки блока. Это добавит к бюджету ещё около 7-10 тысяч рублей.

На выходе мы имеем более эффективный двигатель мощностью 120…150 лошадиных сил. Таким образом, с минимальными издержками мы получаем мощный мотор, не убиваем ресурс машины и гораздо уверенней чувствуем себя на дорогах.

07 Октябрь 2013

Ваш отзыв